3 июля у наших дорогих неоязычников праздник –победа
Святослава над хазарами!![1]
Во всём интернете и на стенах, в подъездах домов распространяется картинка: мы помним славные победы: над фашизмом, над Хазарией и ..над Китаем
Вердикт- дата придумана
965 или 968/969 год и был ли вообще поход на Итиль Святослава?
Данное отношение было вызвано различными тенденциозными работами. К примеру, как описано в весьма хорошей статье Новосельцова А.П.,":в ранних трудах Рыбакова наметилось стремление внедрить в историографию ряд положений и трактовок, не опирающихся на источники, надуманных, конъюнктурных Пример – его статьи начала 50-х годов о Хазарии. Их появление было связано с происходившей тогда "борьбой с космополитизмом".[9] Статьи эти были совершенно справедливо
охарактеризованы М. И. Артамоновым как «извращающие подлинную историю хазар»В дальнейшем Рыбаков хазарской историей специально не занимался."
Ужасный иудейский каганата
Вердикт- не так страшен Хазарский каганат, как его малюют неоязычники и сторонники заговора иудеев.
Итог
Источники:
1. Вот к примеру сайтик, там ещё пишут о Светославе(а не Свято)http://midgard-info.ru/heritage/3-iyulya-964-goda-velikaya-pobeda-nad-xazarskim-kaganatom.html дата обращения 01 июля 2015 года
4. М.И. Артамонов «История хазар»// Л.: Изд-во Гос.
Эрмитажа, 1962. 523 с.
5. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, – М.: Наука, 1990
6. С. А. Чарный ВОСТОЧНЫЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА КИЕВСКОГО // "Древности Кубани, г. Краснодар,. — 2000 г.. — № вып. 16.. — С. [26] — конец страницы. http://annals.xlegio.ru/rus/svt_east.htm дата обращения 01 июля 2015 года
Во всём интернете и на стенах, в подъездах домов распространяется картинка: мы помним славные победы: над фашизмом, над Хазарией и ..над Китаем
Особенно весело - победа над Китаем, учитывая что не в каких
исторических источниках(произведения конца XX –начала XXI вв. не являются
таковыми) и поэтому она где то на уровне победы древних русов над динозаврами и
ничьёй с сине-зелёными водорослями.
Но вот победа великая победа над Хазарией
:тоже несёт в себе элемент вымысла и мистификации. Давайте разберёмся
Дата
Не в одном источнике: не в Повести временных лет, не в сообщение Ибн-Хаукаля из «Книге путей и стран» и поздних переписчиков его, не тем более какое-то другое не говорит нам о дате 3 июля [2],[3],[4],[5]
Не в одном источнике: не в Повести временных лет, не в сообщение Ибн-Хаукаля из «Книге путей и стран» и поздних переписчиков его, не тем более какое-то другое не говорит нам о дате 3 июля [2],[3],[4],[5]
Вердикт- дата придумана
В Повести временных лет(конкретно в Лаврентьевской) написано
«иде Святославъ на Козары» и относится к 965 г. И взял град их и Саркел Это
трактовалась(в том числе и весьма уважаемыми учёными) как поход в Хазарию и
град их как столица
Но из этого источника мы узнаём, что после взятия Белой
Вежи Святослав воевал
с ясами (живших на Дону) и касогами (в
Прикубанье, вероятно в районе Тмутаракани,где уже было княжество).
Однако современники событий (ПВЛ была написана позже по
реконструкциям академика Шахматова) арабский географ и путешественник Ибн Хаукал в «Книге путей и стран» описывает несколько иначе:
«.хазар, булгар и буртасов и овладели ими)... Булгар — город
небольшой... и опустошили его русы, и пришли в Хазаран, Самандар и Итиль в году
358 (по мусульманскому, соответствует 968-969 гг от Р.Х.)и отправились тотчас
же к стране Рум и Андалус»
Так уважаемый весьма исследователь Хазарского каганата историк и археолог Артамонов М.И. писал:
"На том основании, что годы разгрома Хазарии, указанные Русской летописью и арабскими географами, не совпадают, некоторые историки полагают, что Святослав не дошел до Волги и что Болгар и волжскую Хазарию разгромили какие-то другие русы, не киевские, а волжские . Это явно не так; Русь была только одна — киевская, никакой иной Руси никогда не существовало"[стр.427, 4]
Другой видный исследователь Хазарского каганата Новосельцев А.П. указывал поход 968/969 годами, разобрав различные версии[стр.227; 5]
Другой видный исследователь Хазарского каганата Новосельцев А.П. указывал поход 968/969 годами, разобрав различные версии[стр.227; 5]
Конечно были разные версии :что это два похода, а не один;
что указан год когда записал и так далее. Собственно все версии можно прочитать
в соответствующей статье, однако, несмотря на столь большое количество работ, в
которых освещается этот вопрос, до сих пор отсутствует единая точка зрения по
таким проблемам, как датировка похода, его маршрут, последствия и т. д.[6]
Непонятна спешка похода если принять его за 965 год,
его непродолжительность подтверждается и византийскими авторами, опять
современниками, утверждающими –Святослав в 967 году принимал посольство Калокира.[7]
Да и получается : летописец (спустя столетия) ничего не знает
о действиях Святослава в Поволжье и Дагестане, а Ибн Хаукал, в свою очередь, не
имеет понятия о походе русов на Саркел, Тмутаракань, касогов и алан.
одна из версий похода |
Поэтому, многие историки в настоящее время склоняются к мнению, что
разгромил Итиль не Святослав со своей дружиной. Так Р. Г. Скрынников
предполагает, что это были норманны, привлеченные слухами о богатой и
беззащитной стране .Возражения М. И. Артамонова, согласно которым для второй половины X в. "ар-рус" — только выходцы из Киевской Руси, опровергаются свидетельством Лиутпранда, епископа Клермонского, старшего современника Святослава, прямо отождествлявшего русов и норманнов: "Habet quippe abb aquilone Hungaros, Pirenacos, Chararos, Rusios, quos alio nos nomine Nordmannos apellamu[6]. А.С. Королёв предполагает, что представителями другого древнерусского
княжества, зависимого от Киева.
А исследования историка Фроянова И.Г., показывают, что они имели место быть и даже такой сторонник раннефеодальной монархии(при том доведённой до абсолюта) как Рыбакова Б.А. указывал на наличие княжеского стола в Чернигове, основываясь на археологическом материале[7]
А исследования историка Фроянова И.Г., показывают, что они имели место быть и даже такой сторонник раннефеодальной монархии(при том доведённой до абсолюта) как Рыбакова Б.А. указывал на наличие княжеского стола в Чернигове, основываясь на археологическом материале[7]
Сейчас, когда можно сделать историческую реконструкции похода средневековых есть большая вероятность, что данный вопрос будет скоро окончательно решён и как автору кажется отнюдь не в пользу
разгрома Итиля Святославом.
Даже у самих неоязычников фигурирует то 964, то 965 год "Великой победы"
Вердикт- на данный момент не известен точный маршрут, год и даже есть сомнения в количестве походов Святослава
Даже у самих неоязычников фигурирует то 964, то 965 год "Великой победы"
Вердикт- на данный момент не известен точный маршрут, год и даже есть сомнения в количестве походов Святослава
Великая победа?
Конечно неоязычники серьёзно заноют(а что им ещё делать -нет бы реконструировать поход их любимого князя в духе Тура Хейрдала хотя бы), как же так опять
какие –то «жидоучёные», "прислужники попов" пытаются украсть великую победу русского народа.
По поводу последнего, надо сказать, что и некоторым
православные публицисты(например Митрополит Иоанн (Снычев)) так же говорят о "великой победе", правда вроде бы без придуманных дат. [8]
Хотя собственно, если даже принять версию о разгроме 965 году(или двух походов), то все равно возникает вопрос-а на сколько это победа великая, на сайте midgard-info.ru, где ещё говорится о Светославе,а никак не о Святославе(наверно от имя Света) её сравнивают с победой в Великой Отечественной Войне 1945 года.
Хотя собственно, если даже принять версию о разгроме 965 году(или двух походов), то все равно возникает вопрос-а на сколько это победа великая, на сайте midgard-info.ru, где ещё говорится о Светославе,а никак не о Святославе(наверно от имя Света) её сравнивают с победой в Великой Отечественной Войне 1945 года.
Но читатель мог прочитать выше авторитетное мнение исследователя Скрыникова Р.Г. о богатой и беззащитной стране, а нацистскую Германию назвать такими словами, хотя думаю современным фанатикам может что угодно казаться.
Хазарский всадник |
Отметим следующее:в народной памяти не сохранилось не песен, не ещё
каких-то либо памятников фольклора, да спустя двести лет Даниил Заточник вспоминал подвиг поход Святослава на
Константинополь[10] А вот про "Великую победу" молчит.
Да и даже обратится к современникам-в норвежских сагах, где
можно встретить и Игоря и князя Владимира, о Святославе и его «великой победе»
ничего нет!!!
Великий апологет культа Святослава Лев Рудольфович Прозоров
пытается нам доказать обратное, ссылаясь на стих[11] (который почему –то назван
былиной) о Фёдоре Тироне(у Льва Рудольфовича Тырянин).
Однако - в стихе ясно говорится о православных христианах, да и
сам герой- святой,действие же происходит в Констатинове, против иудейского царя [12]. Да и ничего удивительного -евреи воспринимались как народ-богоубийца, не принявший Христа, поэтому отношение к ним было не лучше(а то и хуже к чем же язычника): в одной из редакций "Беседы трёх Святителей" упоминается Хорс -жидовин[13], да и этноконфессиональные стереотипы как показывает этнографический материал(ведь былины из народа же) уравнивают у славян-христиан "жида" и "язычника"как чужих и явно не дружелюбным[14].
Собственно, понятно что Лев Рудольфович просто фанатизирует ибо говорит " о ветрах с восточной стороны", вспоминая "Ой, то не вечер". Но и здесь опять мимо- песня казачья, да и называлась она так же "Сон Степана Разина"[15]. А с востока были и татары, и половцы, и печенеги и... Китайцы тоже оттуда, может и динозавры?!
Лев Прозоров, обратите внимание на сходство с хазарским всадником |
Собственно, понятно что Лев Рудольфович просто фанатизирует ибо говорит " о ветрах с восточной стороны", вспоминая "Ой, то не вечер". Но и здесь опять мимо- песня казачья, да и называлась она так же "Сон Степана Разина"[15]. А с востока были и татары, и половцы, и печенеги и... Китайцы тоже оттуда, может и динозавры?!
Конечно есть ещё и жидовин богатырь, есть какие-то версии, что вполне возможно и хазары. Но...Почитав любое вменяемое исследование(основанное на исторических источниках) Хазарского каганата, хотя бы труды Артамонова, Новосельцева, Плетнёвой и так далее становится понятно- могущество этого государства шло вниз . Каганат постоянно враждовал с различными кочевниками, то и дела лавируя между нашими предками, Византией и исламскими странами.. Князь Владимир окончательно
наложил дань на Хазар, которые уже отказались от иудаизма и приняли
Вердик- сравнение с Великой Отечественной войной не более чем пропаганда. Победа над Хазарским каганатом закономерный итог.
Вердик- сравнение с Великой Отечественной войной не более чем пропаганда. Победа над Хазарским каганатом закономерный итог.
Ужасный иудейский каганата
Для любителей «жидомассонской конспирологии» Хазария
рисуется прямо исчадием ада, империй зла. И всё из-за каких-то иудеев.
Думается если бы верхушка хазар исповедовала какой-нибудь язычество, то про них бы и слово не сказали. Авары как нам пишет летописец запрягали славянских жён в телеги вместо волов, но куда им до ужасного каганата..
Что же на самом деле? Хазарский каганат был, то что называется сейчас мультикультурным государством с высокой религиозной терпимостью (правда вынужденной). . Говоря же об иудаизме, то читаем:
"В современной литературе есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси . Между тем источники для Х в. дают совершенно ясный ответ. Как мы уже видели, в Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие тем не менее источниками пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте . Ал-Истахри и Ибн Хаукаль даже прямо указывают, что последователей иудейской веры меньше всего,<...>Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы."[стр,153; 5]
Что-то похожее нам говорит и археология[16]
Но как обычно нам рисуют зловещий образ страшного врага, "Чудо-юдо" и так далее.Так наш знакомый Лев Прозоров в своей книжонке[11] приписывает хазарам резню венгров..Хотя на деле мадьяры были союзниками (часть даже из них кочевала вместе с ними), а кровавую резню учинили печенеги(кстати Рудольфович о них позитивно говорит) с болгарами! [стр.346-347; 4]
Куда же без них |
Что же на самом деле? Хазарский каганат был, то что называется сейчас мультикультурным государством с высокой религиозной терпимостью (правда вынужденной). . Говоря же об иудаизме, то читаем:
"В современной литературе есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси . Между тем источники для Х в. дают совершенно ясный ответ. Как мы уже видели, в Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие тем не менее источниками пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте . Ал-Истахри и Ибн Хаукаль даже прямо указывают, что последователей иудейской веры меньше всего,<...>Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы."[стр,153; 5]
Что-то похожее нам говорит и археология[16]
Но как обычно нам рисуют зловещий образ страшного врага, "Чудо-юдо" и так далее.Так наш знакомый Лев Прозоров в своей книжонке[11] приписывает хазарам резню венгров..Хотя на деле мадьяры были союзниками (часть даже из них кочевала вместе с ними), а кровавую резню учинили печенеги(кстати Рудольфович о них позитивно говорит) с болгарами!
А славянскими рабами (равно как и другими пленниками)
торговали все кочевники : и те же венгры и печенеги и хазары и...
Вердикт- не так страшен Хазарский каганат, как его малюют неоязычники и сторонники заговора иудеев.
Итог
Но, как мы видим,
«Великая победа над Хазарией» построена на вопиющих мистификация и сомнительных представлениях, устаревших гипотезах и банальном антисемитизме доведённом до крайности белой горячки.
Конечно это не умиляет нисколько ратных подвигов наших предков.
А вот занижают их как раз эти самые неоязычники, для которых период с 988 года прямо пуст, но окромя победы в ВОВ разве что и то не все и для пропаганды-ведь народ у нас помнит!
Более, того из-за своих нелепых представлению родноверы превращают в фарс : получается славяне всё время прогибались под кого-то, то хазар, то коммунисты, а уж после Крещения так вообще можно молчать о победах. И только лишь появиться вождь, влезет на броневичок, ой вскочит на коня, да скажет: "да здгаствует миговая геволюция, товагищи", ой, опять оговорился, "Иду на Вы" и всё изменится лучшему, если опять не случится нового заговора.
Конечно это не умиляет нисколько ратных подвигов наших предков.
А вот занижают их как раз эти самые неоязычники, для которых период с 988 года прямо пуст, но окромя победы в ВОВ разве что и то не все и для пропаганды-ведь народ у нас помнит!
Более, того из-за своих нелепых представлению родноверы превращают в фарс : получается славяне всё время прогибались под кого-то, то хазар, то коммунисты, а уж после Крещения так вообще можно молчать о победах. И только лишь появиться вождь, влезет на броневичок, ой вскочит на коня, да скажет: "да здгаствует миговая геволюция, товагищи", ой, опять оговорился, "Иду на Вы" и всё изменится лучшему, если опять не случится нового заговора.
Источники:
1. Вот к примеру сайтик, там ещё пишут о Светославе(а не Свято)http://midgard-info.ru/heritage/3-iyulya-964-goda-velikaya-pobeda-nad-xazarskim-kaganatom.html дата обращения 01 июля 2015 года
3.Сведения Ибн Хаукаля о походе Руси времен
Святослава // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и
исследования. 1975 г. М. Наука. 1976; http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/frametext4.htm дата обращения 01 июля 2015 года
Под редакцией и с примечаниями Л.Н. Гумилёва
7. А.С. Королёв. Святослав. — (Жизнь замечательных людей). — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 168-174. — 384 с.
8. Статья на сайте http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/svjatoslav_ig.php митрополита Иоанна;дата обращения 01 июля 2015 года
9. Новосельцев А. П. «Мир истории» или миф истории? // Вопросы истории. — 1993. — № 1. — С. 23—32.
10.Моления Даниила Заточника http://www.litmir.me/bd/?b=52123
11.Глава 3."Святослав Хоробре: Иду на вы!" (М.: Белые альвы, 2006)
12. Духовный стих "Федор Тирин"http://www.rusland.spb.ru/sl_2_2.htm, записан Кириевским П.В., опубликован впервые П.А.Бессонова ("Калики перехожие", М., 1861 - 1864)
13. Цит. по: Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 164.
14. Белова О.В.Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Славяноведение. 1997. № 2. http://kapija.narod.ru/Ethnoslavistics/bel_ettnokonf.htm
15. Отсылаю к википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B9,_%D1%82%D0%BE_%D0%BD%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80 дата обращения 01 июля 2015 года
16.Флёров В. С., Флёрова В. Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары. Материалы Первого и Второго международных коллоквиумов / Ред. В. Петрухин, В. Москович и др. М., 2005. С. 185–206
10.Моления Даниила Заточника http://www.litmir.me/bd/?b=52123
11.Глава 3."Святослав Хоробре: Иду на вы!" (М.: Белые альвы, 2006)
12. Духовный стих "Федор Тирин"http://www.rusland.spb.ru/sl_2_2.htm, записан Кириевским П.В., опубликован впервые П.А.Бессонова ("Калики перехожие", М., 1861 - 1864)
13. Цит. по: Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 164.
14. Белова О.В.Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Славяноведение. 1997. № 2. http://kapija.narod.ru/Ethnoslavistics/bel_ettnokonf.htm
15. Отсылаю к википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B9,_%D1%82%D0%BE_%D0%BD%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80 дата обращения 01 июля 2015 года
16.Флёров В. С., Флёрова В. Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары. Материалы Первого и Второго международных коллоквиумов / Ред. В. Петрухин, В. Москович и др. М., 2005. С. 185–206
Комментариев нет:
Отправить комментарий